«Театр для Диалога» как борьба с угнетением

14.11.2017
DEMION SIMARGL для nihilist.li

Приходилось ли вам бывать в театре, где зритель имеет право влиять на сюжет спектакля и где от его действий зависит происходящее на сцене? Маловероятно. И то же самое мы временами ощущаем, сталкиваясь с дискриминацией. Словно от наших усилий ничего не зависит.

Театр Угнетенных призван показать и участникам, и зрителям, что они напрямую могут влиять на происходящее — не только на сцене, но и в жизни. Именно для этого в ноябре этого года в Киеве собралась Региональная мастерская по Театру Угнетенных, на итоговый спектакль которой я и попал. Работала мастерская в рамках проекта «Мосты Солидарности», который объединил энтузиастов из Армении, Азербайджана, Грузии, Украины, России, Молдовы и Беларуси. В ноябре в Киеве прошел один из этапов этого проекта, на который собрались его участники из Украины и России.

Как рассказал_а мне Нин Ходоривско, один из организаторов Мастерской, задача Театра Угнетенных — помочь пережить людям конфликтные или дискриминационные ситуации из их личного опыта, рассмотреть возможные варианты поведения и решения проблемы. В глобальном смысле задача Театра — привлечь внимание общества к различным видам дискриминации.

Профессионалов тут нет. И зрители, и актеры могут вмешаться в процесс постановки, начиная от создания сценария и заканчивая его представлением на сцене. Это и происходило в зале. Границы между зрителями и артистами практически не было, сцену не отделяло возвышение, да и пространство действия заканчивалось почти вплотную к крайним сиденьям зрительного зала.

Участники Мастерской задались вопросом, что такое активизм, и в какой момент в него начинает превращаться обычная работа. И вот на сцене развернулась противостояние молодой учительницы, желающей показать детям неоднозначность истории, с системой образования и ее адептами в лице школьной администрации. Учебники, «правильный» и просто полноценный, диктаторская позиция завуча, противодействие программных мероприятий и живой активности учеников.

И в финале — гибель учительницы, задавленной Системой образования, персонифицированной в спектакле.

Кажется, всё, сюжет закончен, вариантов нет… И тут зрителям сообщили, что они могут переиграть любые сцены, заменив кого-то из персонажей. Шаг за шагом, с обсуждением стратегии, действием и рефлексиями. Один вариант, второй… А что будет, если учительница поведет себя иначе? А если это будет учитель? А если у героини будет мощная поддержка коллег? Зрители втягивались, спорили, подбирали варианты, рассказывали свои истории. Зал гудел и действительно старался решить проблему сообща. И, что самое главное, у них это выходило.

Театр Угнетенных — это общественное ненасильственное движение. Его принципы были разработаны режиссером и политиком бразильского происхождения Аугусто Боалем в 1960-1970 годах. Сейчас театр распространен по всему миру. И, похоже, у него есть шансы стать мощным общественным инструментом и в Украине.

Источник

Theatre for Dialog