В Одессе переселенцы на "спектакле угнетенных" строили "мосты" и делились опытом

09.06.2015
Сегедский Родион, Сегодня

Зрители-одесситы импровизировали и помогали актерам с Востока и из Крыма искать выход из сложных обстоятельств, в которые попадают вынужденные переселенцы.

Одессу посетил экспериментальный "Театр для диалога" с форумом-спектаклем под символическим названием "Билет в один конец". Интересно, что спектакль создавали вынужденные переселенцы, и все актеры в нем не профессионалы, а любители, которые согласились со сцены рассказать о том, как им пришлось покинуть родные дома из-за боевых действий и с какими трудностями пришлось столкнуться на новом месте.

"Сегодня" тоже побывала на презентации проекта. Интересно, что после спектакля на сцену предложили подняться зрителям-одесситам, которые, примерив образ переселенца, смогли почувствовать себя на месте героев с Востока и из Крыма.

Постановку начали с незамысловатой сцены в мае прошлого года, в которой обычная семья из Горловки празднует день рождения. На торжестве в узком семейном кругу отец предлагает своему 20-летнему сыну пойти с ним на референдум, чтобы проголосовать за так называемую независимость региона.

"Тебя устроят на работу, возьмут в шахту", — убеждает паренька глава семейства, а в сторону супруги бросает: "Помнишь, как нам не платили зарплату, и мы стояли в Киеве с касками, требуя выплат?". И если жена шахтера спокойно реагирует на предложение, то сын, видавший столичный Майдан, отказывается участвовать в плебисците и отправляется в Киев на поиски лучшей жизни. Уже в столице герой сталкивается с дискриминацией и не может устроиться на работу из-за предвзятого отношения к жителям Востока и бытующего стереотипа о том, что все они имеют за плечами судимость.

___1___08

Шахтер-дончанин в спектакле уговаривал сына голосовать за "ДНР". Фото: Р. Сегедский

Интересно, что иногда сцены спектакля прерывали, чтобы озвучить шокирующую статистику. Организаторы вечера рассказали, что, по неофициальным данным, в Украине живут свыше двух миллионов вынужденных переселенцев и четверть из них сталкиваются с серьезными проблемами при трудоустройстве. Возникают проблемы и при съеме жилья. "Обычно переселенцы живут в частном секторе, у родственников и знакомых, потому что им тяжело снять жилье — их считают или неплатежеспособными, или неблагонадежными", — поясняет участница проекта Анна Насадюк.

 

 

 В Киеве волновало трудоустройство, а в Одессе — семейный очаг

В ОДЕССЕ — МАМА. Закончив спектакль, актеры-переселенцы предложили зрителям подняться на сцену и примерить на себя любую из ролей. Одесситки посчитали, что актуальнее всего сыграть мать донецкого семейства, которая во время того первого торжества могла не допустить конфликтов среди родных. А еще зрители просили актеров обыграть историю, в которой дети в одной семье придерживаются разных конфликтующих сторон — там роль мамы тоже могла бы помочь избежать конфликтов и будущих трагедий.

Выйдя на сцену, зрительница Галина Пономарева сыграла уверенную в себе женщину, любящую своего сценического мужа. При этом она задавала ему конструктивные вопросы, на которые тот не мог ответить.

___1___09

Спектакль "Билет в один конец". В Киеве переселенцы собрали полный зал, а в Одессе — около 50 человек. Фото: facebook.com

"В Одессе больше обратили внимание на отношения в семье, показали, что женщина играет очень важную роль, что она способна быть мостиком, который может наладить отношения и не допустить страшных семейных трагедий и конфликтов. Если бы мы не замыкались в себе, а уже на семейном уровне решали проблемы и делились переживаниями — возможно, ничего страшного бы не произошло", — поделилась впечатлениями от зрительской постановки участница проекта Оксана Потапова.

А зрительница Наталья Макарова отметила, что проект позволил не только узнать о другой стороне проблемы беженцев, но и почувствовать эти проблемы на собственной шкуре. "Теперь для меня переселенцы не безликие, и я понимаю, через что им пришлось пройти. Я бы хотела, чтобы такие постановки были в Одессе и чтобы они были посвящены событиям второго мая. Это бы помогло одесситам услышать и понять друг друга" — говорит Наталья.

ПОСТОЯННО МЕНЯЮТ СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ

Побывав на постановке, "Сегодня" узнала, что организаторы проекта в своей работе используют методику "театра угнетенных". Еще в прошлом веке ее придумал бразильский режиссер и общественник Аугусто Боаль, который был озадачен социальными вопросами. По его мнению, искусство должно говорить о насущных проблемах и не отрываться от реальной жизни.

В своих экспериментах он работал с обычными людьми — фермерами, рабочими, жителями бедных кварталов, которые в ходе театральных действий говорили о том, что их угнетает. При этом зрители могли попробовать изменить ход событий и выйти на сцену, чтобы заменить кого-то из актеров Боаля, делясь своим опытом. Именно такой экспериментальный жанр и вдохновил команду из двенадцати переселенцев, которые решили столь необычным образом поделиться переживаниями и опытом своих обездоленных земляков.

"Цель нашей инициативы — создать безопасное пространство для диалога вокруг событий в стране, помочь участникам услышать разные точки зрения и попытаться выработать собственные варианты выхода из ситуации", — рассказали нам организаторы проекта и добавили, что после каждой постановки учитывают замечания зрителей для того, чтобы изменить сценарий или себя.

Источник: Сегодня

Theatre for Dialog