Жизнь не заладилась? Переиграй!

26.05.2015
Орыся Недобуга
Чтобы решить любую проблему - ее нужно сначала обозначить. Назвать, сформулировать, понять, с чем же конкретно ты имеешь дело. Посмотреть со стороны, увидеть под другим углом и глазами другого человека. Многие ли это умеют, особенно когда речь идет о собственных жизненных сложностях, от которых опускаются руки и кругом идет голова? Или об общественных проблемах, которые кажутся непреодолимыми из-за масштаба распространения?  Но научиться этому можно, уверены создатели «Театра для диалога», взявшиеся за очередную, казалось бы, неподъемную тему - жизнь переселенцев.

 «Ешь мой хлеб - проголосуешь, как я скажу»

Семья сидит за столом, обедают, за жизнь разговаривают...

- Ну, сынок, рассказывай, как там у тебя?

- Более-менее, ищу работу... но пока никак. А у тебя что, пап?

- Хорошо, что интересуешься делами отца. А дела у меня такие: завтра мы всей семьей идем на референдум, надо проголосовать за новую республику. В общем, прямо с утра...

- Я не пойду, - мрачнеет сын.

- Как это не пойдешь? Если ты живешь в моем доме, ешь мой хлеб, то это даже не обсуждается! Я на шахте уже за всех пообещал!

- У нас на работе тоже хотят идти, а я сомневаюсь, - подает голос мама. - Не знаю, чем нам это грозит...

- Ну что он даст, тот референдум? - поддакивает сын.

- А то, что никакие бандеровские сволочи не будут учить нас жить! - взрывается отец. - Они там на Майдане скачут, работать не хотят, а мы должны их кормить?! Так не будет! Мы будем независимыми, у нас тут и уголь, и хлеб, будем сами на себя работать.

- Я не согласен...

- Все, закрыли тему. Я пообещал - значит, идем все и голосуем, как надо! - отрубил отец. И, чуть смягчившись, добавил:  

-Вот сходишь,  и у тебя с работой все наладится, у всех у нас жизнь наладится.

Дожевывают молча. Сын выходит на кухню, мать за ним.

- Сынок, ты чего такой мрачный? Случилось что?

- Та да. Случилось. Помнишь, я ездил на Майдан, ты меня еще от отца прикрывала? Так вот, мне теперь проблемы пообещали за это. Надо уезжать. Знакомые в Киеве говорили - найдут, где пожить. И с работой там получше, не то что у нас, в Горловке. Только денег на дорогу нету... Может, ты дашь? Хоть немного?

И мать дает, чтобы сын тем же вечером уехал - в далекий чужой город... 

За семейно-политической баталией, затаив дыхание, наблюдают полтора десятка взрослых и столько же детей.

Ведь все это - спектакль. И действие происходит не в Горловке, а в Киеве, не в квартирке типичного шахтера, а в пансионате «Пуща-Водица»,  где живут переселенцы.

«Внутренне перемещенные лица», как определяет их украинское законодательство, - здесь и зрители, и актеры.  А пьеса - не результат трудов драматурга-конъюнктурщика, а пересказ реальных историй людей, которым пришлось бросить на Донбассе и в Крыму все, что составляло их жизнь.

Документальный театр

Организовали все это действо в пущинском пансионате Оксана Потапова, Богдан Дедушкин и другие энтузиасты, создавшие в Киеве больше года назад «Театр для диалога».

Это не очередной эксперимент в духе искусства «не для всех», не авангард ради авангарда и не претензия на выдающееся художественное явление. По большому счету, от театра здесь только форма - именно она оказалась самой подходящей, чтобы облечь в нее такого рода социально-психологический тренинг.

Задача в том, чтобы взять актуальную социальную проблему, с которой приходится сталкиваться отдельным группам и даже целым слоям нашего общества, и рассмотреть ее со всех сторон - обязательно вместе с теми, кого она непосредственно касается.  Именно поэтому в постановке по обе стороны условной рампы участвуют люди, чей жизненный опыт - болезненный и травматичный опыт непонимания и конфликтов,- ложится в основу конкретных пьес.

Актер, зритель, сценарист, критик, социальный психолог - каждый участник за один вечер может побывать во всех этих ипостасях.

Общая цель - осознать проблему, посмотреть на нее со стороны и попытаться найти способ ее «переиграть», повернуть события в нужное русло. Поэтому первый раз все эпизоды документальной пьесы отыгрываются без вмешательства зрителей. А после обсуждения происходит повтор выбранных зрителями сцен, и здесь уже каждый может в любой момент сказать «стоп», включиться в игру вместо одного из героев и попытаться изменить развитие сюжета.

Спектакль из жизни переселенцев - не первая постановка «Театра для диалога». До этого были и «Диалог вместо пропаганды. В поисках правды», и истории Мадайна, которые ставились на импровизированных сценах в разных городах Украины, и мини-спектакли, которые рождались во время многочисленных форумов и матер-классов.

- Каждый человек - эксперт в своей жизни, мы лишь помогаем ему под новым углом посмотреть на его ситуацию. Мы работаем, чтобы люди смогли услышать друг друга, лучше понять себя, почувствовать других, постав себя на их место. Наш театр - пространство, где люди учатся социальному взаимодействию, ищут способы реагировать на те проблемы, которые ставит перед ними жизнь, - рассказывает  Оксана Потапова.

«Билет в один конец»

Идея спектакля из жизни переселенцев родилась из взаимодействия «Театра для диалога» с волонтерской организацией Крым-SOS.

- Чтобы сделать эту постановку, мы несколько месяцев встречались с переселенцами, слушали их истории, вместе выбирали самые типичные, чтобы разобрать их на сцене и поискать выход из ситуаций, которые часто кажутся тупиковыми, - говорит Богдан Дедушкин. - Нельзя сказать, что каждый играет на сцене самого себя, но все актеры в этой постановке - переселенцы, пережившие или до сих пор переживающие сложный период адаптации.

Оболваненного пропагандой, деспотичного отца семейства играет горловчанин Сергей Покровский.

Что такое сепаратизм - он знает получше многих. Сергей Анатольевич был помощником депутата горсовета Владимира Рыбака, похищенного и зверски убитого в апреле 2014 года - за попытку заменить на горловской мэрии «дээнэровский флаг» флагом Украины.

После похорон депутата-патриота досталось и его сторонникам ­- Сергея Покровского жестоко избили, лишь через месяц он оправился настолько, чтобы выехать Горловки, захваченной террористами.

В этом же спектакле играет и его сын. К счастью, политические разногласия с отцом у него только на сцене. Но, так же как и у его героя в пьесе, с работой у него пока не складывается.

«Билет в один конец» - так назвали этот спектакль. Ведь  возвращаться беженцам некуда. По крайней мере - пока Крым оккупирован Россией, а Донбасс остается серой зоной, где справляют  пир во время чумы главари сепаратистов. 

У одних переселенцев - разрушены дома и квартиры. Другие могут поплатиться здоровьем и жизнью за свои проукраинские взгляды и противостояние сепаратизму. А третьи просто не мыслят свою жизнь в рамках того «русского мира», который пришел в Крым и на Донбасс. Но и в «материковой» Украине их далеко не всегда ожидает теплый прием.

«Из Донбасса? Сколько судимостей?»

- И какой  у вас опыт работы, Александр? - спрашивает импозантная дама ­- ­менеджер по персоналу.

- Только практика в техникуме - три месяца, - сокрушенного говорит соискатель.  Это тот самый парень, что уехал из Горловки от отца-сепаратиста, от референдума и от мести за участие в Майдане.

- Это ничего, нам подойдут люди без опыта. Ведь первый месяц у нас стажировка, она неоплачиваемая, зато мы вас всему обучим. Потом месяц испытательного срока. Тех, кто справится, мы возьмем на постоянную работу. Зарплата у нас хорошая, 3700 плюс процент от установки котлов. А котлы у нас дорогие, по 70 тысяч и больше, это большая ответственность... Кстати, где вы живете?

- Э... На Дружбы народов, - ответ получается  с запинкой.

- То есть вы в Киеве недавно. Откуда приехали? - настораживается кадровичка.

- Из Горловки.

- Это где?

- В Донецкой области.

- Сколько судимостей? Пьете?

- Нет, что вы, нет...

- Знаете, Александр, мы вообще-то ищем девушку, гендерное равенство, все такое... Вы нам не подходите, до свиданья!

- Но как же... вы же говорите можно и без опыта...  А у меня образование есть, профильное, и практика. Мне очень нужна работа!

- Не отнимайте у меня время! До свиданья!

Едва закончилась сценка, как посыпались реплики зрителей: «Да ну, такого не бывает!», «Это неправда, нам везде помогают и хорошо относятся!», «Киевляне не такие!». И лишь переселенка из Крыма Зейнап заметила: «Да, у нас такое было - услышали крымскую фамилию, и сразу ­- до свиданья. Сложно нам бывает с работой»...  Были и советы - идти в центр занятости, а не тыкаться везде наобум, а при отказе по направлению центра требовать этот отказ в письменном виде с объяснением причины.

В зале уверены: если б Александр повел себя иначе, то его бы взяли на эту работу.

Один из зрителей - дончанин Сергей, побывавший в плену у сепаратистов, берется «переиграть» ситуацию и выходит на сцену. Он юридически подкован, в меру напорист, подробно говорит о «своих» профильных знаниях. В конце концов, он умело льстит кадровичке, не забывая, однако, намекать на репутационные потери, которые может понести фирма из-за немотивированного отказа в приеме на работу - ведь он соответствует всем требованиям, указанным в вакансии. Неизвестно, как бы обернулось дело в жизни, но на сцене Сергей выходит победителем. Аплодисменты!

А дети - добрее и умнее

Но в следующем эпизоде,  который опять попытался  переиграть вдохновленный успехом Сергей, он терпит неудачу.

Снова взявшись за роль молодого горловчанина, он так и не смог убедить соседей по съемной квартире потерпеть его еще немного - пока он найдет работу и сможет наконец-то оплатить жилье. Так же как и в первоначальной версии  эпизода, ему пришлось собрать свои пожитки и отправляться на улицу без гроша в кармане. Ни эгоистичная барышня Юля, работающая аж замом директора молокозавода,  ни удачно устроившийся на работу в автосервис переселенец из Крыма Делявер не захотели слушать никаких аргументов. Да и что это были за аргументы: нет, я не краду ваш кофе, да, я ищу работу и обязательно найду и конечно же заплачу...  Одним словом - тупик!

И тут на сцену попросился пятиклассник Сережа. Он со своим другом и до этого участвовал в обсуждении наравне со взрослыми, а теперь резонно заявил, что в этом сюжете все зависит не от парня из Горловки, а от доброй воли соседей.  Поэтому Сережа решил сыграть крымчанина Делявера.  Предложенный им выход был, конечно,  немного наивным, но он был и человечным, и конструктивным, а главное - учитывал интересы всех сторон конфликта.  

- Значит так, у меня здесь есть друг, который меня устроил на хорошую работу. Я его попрошу, он и тебя устроит. Ты получишь зарплату, заплатишь за эту квартиру, а со второй зарплаты найдешь себе другое жилье, потому что нам всем здесь действительно тесно! - разрулил ситуацию «Делявер».

И барышне, которая ни в какую не хотела и минуты больше терпеть переселенца из Горловки, пришлось отступиться - она оказалась в меньшинстве... Игравшая ее актриса Аня из Донецка была откровенно восхищена подходом мальчишки.

Сережа и его младший друг Миша не раз за вечер предлагали свои решения.

Если взрослые в своих вариантах чаще апеллировали к нормам закона и шли на обострение конфликта, чтобы в открытом противостоянии настоять на своем, то дети предлагали договариваться и идти на взаимные уступки. Они думали не за одного персонажа, а сразу за всех!
 

- Если кому-то плохо, а ему сделать еще хуже, разве от этого кому-то станет лучше? - ни к кому конкретно не обращаясь, рассуждала тихая девочка в первом ряду.

Кому негуманитарную помощь?

- Мы не привезли вам гуманитарную помощь, мы не нашли вам работу, мы просто предложили вам поразмышлять над своей жизнью. Нужно ли вам это, нужен ли вам наш театр? - спросила Оксана Потапова, когда эпизоды были уже отыграны не по одному разу.  

И люди, подуставшие за почти трехчасовое действо, снова оживились.

- Да! Приезжайте к нам опять! Вы показали всего несколько сюжетов, надо еще! А давайте я вам свою историю расскажу? А можно мне тоже играть у вас? - заговорили все одновременно. А мальчишки даже запрыгали на стульях - так им захотелось в актеры.

- Спасибо, что стараетесь для нас, - степенно поблагодарила Зейнап. - Надеюсь, что и мы вам помогли чем-то своими обсуждениями и мыслями.  Делайте такое и дальше, может еще кто-то поймет, как ему быть.

 «Театр для диалога» после каждой встречи-спектакля обогащается новыми историями, новыми участниками и поклонниками.

- Как вы думаете, где бы могли еще выступать со своими спектаклями и как сделать так, чтобы их увидело больше людей? ­- попросил совета Богдан Дедушкин.

И на это нашлось немало советов. Одни говорили, что нужно сотрудничать с «настоящими» театрами, по крайней мере - выступать в больших залах, другие говорили, что надо пользоваться летней погодой и собираться в парках, третьи предлагали приглашать юриста - чтобы он профессионально комментировал каждый эпизод и давал советы.

Вам не нужны больше залы, там неподходящая атмосфера для таких психологически этюдов, там не получится обсуждения и зрителям будет сложнее побороть стеснительность и выти на настоящую сцену вместо актеров.  А здесь это проще, и мы смогли получить психологическую разрядку, каждый наверняка для себя что-то новое понял. Здесь вас увидели человек двадцать, а переселенцев - сотни тысяч. Конечно, вам нужно продолжать, чаще делать такие постановки, - считает дончанин Сергей - тот, что уехал из родного города после плена.  

И Оксана с Богданом пообещали: продолжение следует.

Фото Анны Насадюк

Точно

Theatre for Dialog